Вид публикации: Статья
Год: 2013
Издательство: ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ. ПОСВЯЩЕННОЙ 70-ЛЕТИЮ АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА. Г. БАРНАУЛ. 7-8 ИЮНЯ 2013 Г.
Целевое назначение: Научное
Автор(ы): ЛИЧМАН А.А.
Статус: завершенный
Наименование: ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ СЛУЖБА РАЗВИТЫХ СТРАН В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ
ГРНТИ: 68.85
Ключевые слова: ИКС, развитые страны, интернет-пространство
Объем (п.л.): 7
Формат: обычная
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2013/126941.pdf


УДК 631.17.00.1.7

ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ СЛУЖБА РАЗВИТЫХ СТРАН В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ

Личман Аэлита Афанасьевна, к.э.н., с.н.с., вед.н.сотрудник, Всероссийский институт аграрных проблем и информатики им. А.А.Никонова Российской академии сельскохозяйственных наук

 

         Необходимость внедрения в широкую практику всё вновь  появляющихся  более эффективных продуктов, методов и технологий в сельском хозяйстве всегда вызывает потребность в создании некой структуры, способной осуществить такую задачу. На современном этапе такая служба, оснащенная новейшими информационными технологиями, весьма эффективно позволяет развитым странам быстро доводить результаты научных исследований в области сельского хозяйства до заинтересованного потребителя тем самым, увеличивая потенциал инновационных возможностей.

         Организация службы консультирования с помощью интернет-технологий в России началась совсем недавно и пока не может считаться эффективной, не говоря уже о службе внедрения в практику новых аграрных знаний, создаваемых  учеными.       Прежде чем говорить о современном представлении информационно-консультационных служб развитых стран в Интернет-пространстве, необходимо понять, что они из себя непосредственно представляют, каков принцип их деятельности, структура, финансирование и.т.п. Если рассматривать такие службы в отдельных странах, то все они имеют длительную историю, восходящую к началу или середине 19-го века.

         Все они возникали и начинались с запросов фермеров, интересующихся, как наиболее эффективно и прибыльно вести свое хозяйство. Вначале фермеры делились своими знаниями преимущественно между собой, затем, по мере развития сельскохозяйственного производства, помощь в распространении нужной им информации брало на себя государство в виде Министерств и департаментов сельского хозяйства разных уровней. В периоды экономических кризисов из-за недостатка средств государство ослабляло свою помощь, и тогда такие услуги фермерам стали оказывать частные организации в виде кооперативов, ассоциаций, фирм. Но, в любом случае, государство всегда оказывало поддержку фермерам в оказании услуг такого рода деятельности.

         В современном мире доли государственного и частного сектора в области информационно-консультационной деятельности в сельском хозяйстве сильно отличаются. Следует остановиться на таком важном аспекте, касающемся достижений научно-технического прогресса и их применения в агарном секторе любой страны, как связь научных исследований и внедрения их в практику. Здесь главную роль, по нашему мнению, играет теснота взаимосвязи между такими областями, как научные исследования и внедрение их результатов в сельскохозяйственное производство. В большинстве западных развитых стран они очень тесно взаимосвязаны, это то, что называется «research and extension» (исследование и внедрение). Обычно этим преимущественно занимаются  государственные, в основном, федеральные  органы сельского хозяйства в лице министерств. Особенно это касается определения направлений научных исследований в области сельского хозяйства и их финансирования. Внедрение этих исследований и, особенно, консультирование занимают вторичную позицию. К  внедрению научных разработок открыт доступ практически всем организациям, частным и государственным, их финансирование доступно через систему грантов.  К сожалению, в Российской Федерации научные исследования в области сельского хозяйства и их внедрение в жизнь не очень связаны.

         Информационно-консультационные службы   в структуре министерств существуют не во всех странах, этим могут заниматься частные фирмы и ассоциации. Из этого вытекает, что многообразие сайтов таких служб может быть очень большим. Например, сайты локальных информационно-консультационных служб Министерства сельского хозяйства США (их несколько тысяч) [1] имеют разный вид и структуру, хотя некоторые позиции могут быть общими (персональный состав конкретной службы, адрес, контакты, оказываемые услуги, мероприятия, проводимые службой, публикации). И перевод их к типовому виду вряд ли возможен. В Российской Федерации из-за  зачаточного состояния представления информационно-консультационных служб в Интернете и подчинения их федеральным и региональным государственным органам управления ещё возможен типовой подход к разработке таких сайтов.     Далее кратко остановимся на анализе информационно-консультационных служб в ряде развитых англоязычных стран и их представлении в Интернете. Анализ основан на материалах различных сайтов этих служб.

Соединенные Штаты Америки

         Консультационная служба в США возникла в середине 19-го века с принятием Закона Моррилла, по которому в каждом штате для функционирования службы был выбран университет, финансируемый государством за счет системы «land-grant system» (доход от государственных земель). Эта служба была направлена на решение различных сельскохозяйственных и промышленных проблем и проблем получения образования. Такие университеты законодательно обязаны предлагать населению штата некредитные, налого-облегченные образовательные программы и информацию, основанную на проводимых ими исследованиях. 

         Сельскохозяйственное консультирование начиналось как приложение научных исследований  к сельскохозяйственной практике посредством обучения фермеров. Сейчас деятельность такого рода осуществляет более широкий спектр функций общения и обучения сельского населения  профессионалами из различных областей, включая сельское хозяйство, аграрный маркетинг и бизнес-исследования.

         В настоящее время в США информационно-консультационная служба объединена в федеральное агентство Министерства сельского хозяйства - Национальный Институт Сельского хозяйства и Продовольствия (NIFA) [1], созданного в 2008 году вместо действующей ранее Объединенной Службы Исследований, Образования и Консультирования (CSREES). Эта организация призвана поощрять и стимулировать финансируемые из федерального бюджета научные исследования и технологические инновации в области сельского хозяйства, которые  будут способствовать его большей продуктивности, экологической устойчивости и эффективности, и которые будут привлекать в эту область высоко-конкурентных исследователей. NIFA финансирует фундаментальные и прикладные исследования, а также смешанные, они могут проводиться в университетах, государственных агентствах и в частном секторе.

         Тематику Программ предполагаемых будущих исследований NIFA формулирует на основе возникающих в обществе проблем, потребностей и трендов развития в различных областях, публикует свои предложения в официальных документах и информирует об этом Конгресс США.   Кроме того NIFA  информирует его о результатах завершенных и текущих исследований и публикует такие документы на своем сайте. В случае если Конгресс законодательно утверждает предложенную NIFA Программу, научные сотрудники NIFA окончательно ее формулируют. На каждую Программу может быть подано от двух до шестисот заявок, которые проходят строгий процесс отбора экспертными группами из 3-25 экспертов международного уровня. Критериями отбора служат научный уровень заявки, степень соответствия решению поставленных целей, уровню и качеству имеющихся у заявителя ресурсов и квалификации руководителя проекта. В последнее десятилетие цель деятельности консультационной службы принимает более глобальный характер - это улучшение качества повседневной жизни людей и будущего нации.

         Всё это осуществляется через обширную сеть федеральных, региональных, окружных консультационных офисов. В этих офисах преподаватели-консультанты и другие сотрудники отвечают на возникающие запросы, проводят семинары и другие образовательные мероприятия. Любой желающий может подключиться к этой системе, кстати, существующей уже 90 лет,  через свой ближайший консультационный пункт, который  дает ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы путем учебных материалов (печатных, видео, СD-дисков), веб-информации на сайтах, по телефону и другими средствами.

         Численность сети локальных консультационных офисов велика, порядка нескольких тысяч, поскольку консультационная служба каждого «land-grant» университета во всех штатах имеет локальные консультационные офисы во всех округах (графствах) штата. Иногда местные консультационные офисы обслуживают несколько округов, все они имеют свои сайты. В этих отделениях работают один или несколько специалистов, которые оказывают полезную, практичную и научно-обоснованную консультацию для сельхозпроизводителей, владельцев малого бизнеса, молодежи, и других потребителей в данных  сельских районах и общинах всех размеров. Здесь же обратившийся в службу пользователь, в случае необходимости, может получить консультацию специалистов в головном офисе службы.

         В итоге можно сделать вывод, что служба NIFA в США выполняет функции, принадлежащие Российской академии сельского хозяйства по постановке, формулированию и контролю над выполнением научной тематики для ее научно-исследовательских институтов, только в более широкой области, захватывающей и все учебные университеты и колледжи. Одновременно эта служба консультирует и доводит результаты, полученные наукой, до непосредственно заинтересованного потребителя. К сожалению эти две функции в России разделены.

Великобритания      

         Самым крупным независимым поставщиком консалтинговых услуг на селе в Великобритании является компания АДАС [2], существующая около 40 лет и имеющая в своем составе более 700 высококвалифицированных консультантов. Интересно отметить, что все они представляют собой полноценно действующие фермы, оснащенные современной техникой,  знаниями, опытными кадрами, имеющие длительную историю. Сюда могут приезжать местные фермеры для получения консультаций. Своего рода, это подобие существовавших в советское время в СССР опытных, экспериментальных хозяйств.  

         Из анализа web-представительства крупнейшей в Великобритании консалтинговой фирмы ADAS в области сельского хозяйства и защиты окружающей среды вытекает что такая фирма имеет весьма широкий объем услуг и консультаций, которые она может представлять как государственным, так и частным организациям. Всё это осуществляется на платной основе, хотя она может участвовать и в программах, финансируемых правительством или частными корпорациями.

Канада

         Изначально консультирование в Канаде носило характер неформального обмена идеями между сельскими жителями для решения их проблем. Затем университеты и фирмы, занимавшиеся сельскохозяйственными исследованиями, совместно с правительственными органами выступили создателями организованной службы консультирования и образовательных программ.     В настоящее время наблюдается тенденция установления непосредственной связи заинтересованных сельхозпроизводителей,  в основном, крупных с университетами и фирмами, занимающимися инновационными аграрными исследованиями, чему немало способствует развитие современных информационных технологий.

Австралия

         С середины 90-х годов прошлого столетия функции консультационной службы в сельском хозяйстве Австралии, ранее полностью финансируемые государством и имеющие самостоятельный статус, стали переходить в ведение сельскохозяйственных корпораций  в разных аграрных областях. Особенно это сказывалось в таких областях, где передача сельскохозяйственных технологий потребителю стала трактоваться как исследовательский процесс.

         Но все-таки следует сказать, что некоторые  Министерства сельского хозяйства провинций Австралии полностью разделили службы внедрения и исследования [3], хотя это может грозить отрывом научных исследований от требований практики. Здесь стоит вопрос, от какой парадигмы отталкиваться:  от «потребности фермера» или  от «развития научных исследований».       Многие государственные сельскохозяйственные агентства стремятся к приватизации, основанной на принципе «пользователь платит», в частности, за те услуги, в результате которых пользователь получает прибыль. Основное движение идет к тому, что государственные службы берут плату за передачу информации, а не за саму информацию.      Еще одна тенденция в развитии консультационных служб Австралии состоит в том, что теперь в основном не фермер - одиночка нуждается в их услугах, а фермерские организации, кооперативы, компании, работающие в аграрном секторе. В результате этого все больше компаний и ассоциаций из частного сектора принимают участие в службах «исследования и внедрения». Все большее участие в оказании внедренческих услуг принимает агробизнес. Ещё одной интересной стороной развития консультационных услуг в Австралии является всё большее проникновение аутсорсинга в сельскохозяйственные предприятия, это когда консультанты и менеджеры из консультационных агенств непосредственно работают на этих предприятиях, внедряя новые технологии.        Деятельность сельскохозяйственных кооперативов и фермерских сообществ также осуществляет распространение новой информации, представляющей интерес для фермеров, путем организации полевых дней, выставок, семинаров, выпуском бюллетеней и брошюр.          В век доступности  информации в Интернете фермеры жалуются  на ее обилие при отсутствии контроля над ее качеством. Обострились проблемы обмена информацией между частным аграрным сектором и общественным из-за трудности решения вопросов с интеллектуальной собственностью.    Обзор и анализ сайтов аграрного профиля развитых западных стран показал, что единого системного подхода к представлению информации в Интернете информационно-консультационных служб сельскохозяйственного назначения нет.

Литература.

1.     http://www.nifa.usda.gov

2.     http://www.adas.co.uk/

3.     http://www.rees.ualberta.ca



Назад в раздел